"Храм - дорога к Богу"

интервью о.Марка Ермолаева газете "Павловская панорама"

иерей Марк Ермолаев
В 2008 ГОДУ ХРАМУ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ В МИКРОРАЙОНЕ ГОРОДОК, ИСПОЛНЯЕТСЯ СТО ЛЕТ. ВЕДЕТСЯ АКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА К ЭТОМУ РАДОСТНОМУ И СВЕТЛОМУ СОБЫТИЮ, В СВЯЗИ С ЧЕМ, НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ВСТРЕТИЛСЯ С НАСТОЯТЕЛЕМ ХРАМА ОТЦОМ МАРКОМ.

- Территорию храма сейчас просто не узнать. Расскажите, какие работы проводятся в настоящее время?

- Сейчас самый "экватор" подготовки к 100-летию храма. Прежде всего, благоустраивается территория - убрано асфальтовое покрытие, тротуар укрывается плиткой. Городская администрация взяла на себя часть работ по замене уличного освещения вокруг храма.
Подъездная дорога к храму находилась в очень плохом состоянии много лет, но, к сожалению, возможности её отремонтировать у местных властей не было. Тогда мы написали письмо начальнику Управления автомобильных дорог Московской области Игорю Ивановичу Косенкову, в котором сообщили о своей проблеме, и он откликнулся. Теперь дороги отремонтированы почти во всем микрорайоне. По ним приятно ходить и ездить.
Так же значительных усилий требует работа по переносу котельной, которая была около 30 пет назад пристроена к храму и нарушила его облик. Кто хоть раз проводил газ, меня поймет: "каторжный труд!" Вся территория храма перекопана - проводятся газовая магистраль и теплотрассы. Ремонтируется и фасад храма: чистится кладка, заполняются швы, кирпич покрывается специальным лаком. Произведена полная замена всех окон - всего 45 оконных рам, отремонтированы оконные решетки.
Год назад, также в рамках подготовки к столетию, был заменен купол. Теперь полностью меняется кровля, с оцинкованной на медную. Кроме того, что крыша изготавливается из дорогого материала, не менее дорогие и сами работы. Сейчас все выполнено на 60-70 процентов.
Хочется сказать большое спасибо благотворителям, которые взяли на себя громадные расходы. Мы молимся за этих людей ежедневно, ежечасно, потому что без их поддержки осуществление такого масштабного проекта было бы невозможно.
Просим молиться за Сергия, Дмитрия, Димитрия, Алексия, Валерия, Михаила, Владимира, Леонида, Михаила, Валентина, Марину, Константина, Василия, Елену, Виталия, Григория, Наталью... Этих имен очень много, вместить их все на страницы газеты было бы, пожалуй, невозможно.
Самый масштабный, кропотливый и дорогостоящий проект - это роспись храма. Канонически уместные сюжеты, согласованные со священноначалием, будут выполнены на высочайшем уровне. До революции храм был расписан только частично: в куполе было изображено Вознесение Христово. 80% стен были покрыты серо-зеленой краской, и только кое-где заняты орнаментом. В 60-70е годы прошлого столетия храм все-таки расписали, несмотря на то, что в те времена это было очень рискованно. К сожалению, роспись была с ошибками, которые не могли не возникнуть из-за того, что школьная традиция иконописи была прервана и уничтожена. Сегодня пришло время исправить ошибки.

- Разговор зашел об истории храма, расскажите, когда и кем он был основан?

- Облик храма напоминает храм Христа Спасителя в Москве. Этот стиль называют псевдо-византийским. Он строился в эпоху радости от того, что в Москве воздвигнут храм, который станет сердцем русского православия. Его облик стоял у всех перед глазами. Братья Алексей и Иван Кудины заказали храм архитектору Десятову, взяв на себя все затраты. По проекту на месте притвора планировалась высокая колокольня. Но, от этих планов пришлось отступить из-за недостатка средств, и храм был построен без колокольни. Для его освящения временно была воздвигнута деревянная колоколенка, которая сохранилась до наших дней. Все работы по возведению храма были выполнены очень быстро. В 1906 году был подписан указ Святейшего Правительствующего Синода о благословении на строительство храма в селе Городок Богородского уезда. А в 1908 году храм уже был освящен. Конечно, он еще не был достроен полностью: не было купола, иконостас расписан не до конца, но был пригоден для проведения богослужений. Освящал его епископ Дмитровский владыка Трифон (Туркестанов). Это была достаточно известная личность в то время. Он даже был духовником Великой княгини Елисаветы Романовой, которую и постригал в Крестовые сестры милосердия. Храм Кудины посвятили празднику Вознесения Господня - отсюда и его название.

- Наверное за сто лет с историей храма переплелась не одна человеческая судьба?

- Безусловно! Много личностей связано с этим Домом Божиим. У нас есть свой святой. С 1936 по 1937 год настоятелем был священник Алексей Воробьев. В 1937 году он был арестован по сфабрикованному делу, которое носило политический характер. "За свою неискоренимую православность и антисоветскую деятельность", как было указано в протоколе, его расстреляли на Бутовском полигоне. В 2000 году он был причислен к лику святых. В Церкви существует традиция: когда человек умирает в каком-то сане или должности, смерть не снимает их с него. Поэтому Алексея Воробьева мы поминаем как нашего святого настоятеля. Настоятелем здесь был и известный всему Павловскому Посаду отец Василий Бащук. С 1979 по 2003 год он был настоятелем. Дольше всех он нес служение. Храмов тогда было мало, в основном, все съезжались в Городок, так как он ближе к городу, сюда проще всего добраться. Отец Василий крестил, венчал, отпевал практически весь Павлово-Посадский район.
В этом храме получили благословение на пастырское служение такие священники как, например, игумен Андрей Тонков, настоятель Покровско-Васильевского монастыря в Павловском Посаде, священники Вадим (погиб в автоаварии 13.09.2007) и Владислав Бащук - сыновья о. Василия, отец Валентин Васечко, его крестник, он сейчас является заведующим кафедры сравнительного богословия Православного Свято-Тихоновского государственного университета, дьякон Илья Елисеенко, который служит в этом храме, Благочинный Павлово-Посадского района отец Александр (Хомяк). Всех и не припомнить - их очень много. Я - зять отца Василия, и был его учеником. Так получилось даже, что он передал мне настоятельское бремя. Радостное, но вместе с тем ответственное и нелегкое. Но он оставил мне общину сплоченную, дружную, поэтому мне легко исполнять послушание настоятеля.

- В молитве "Отче наш" встречаются слова о прошении хлеба на один день. Как их соотнести с рамками современной жизни, где просто невозможно жить одним днем?

- Поправлю: хлеб не на один день, а на сегодняшний день, В Евангелии Господь говорит, что на каждый день есть свои заботы. Дело в том, что мы же не планируем жить вечно. Есть евангельская притча, повествующая о том, что одному человеку нива принесла невероятно большой урожай, и он был в растерянности. Лучшее, что он придумал сломать старые житницы и построить новые, более вместительные и весь этот урожай убрать туда. Когда его дело было закончено, он сказал: "ну вот теперь, душа моя, ешь, пей и веселись" от того, что до конца твоих дней ты обеспечена. И Господь сказал, называя его безумцем, "душу твою заберут этой ночью", и что ты дашь взамен? Зерно? Прежде всего, нужно планировать свою вечность, а не укореняться в землю. Вот в чем смысл просьбы на сегодняшний день.
С другой стороны, у Бога тысяча лет - как один день, и один день - как тысяча лет. Речь идет о том, что мы просим хлеб, то есть необходимое для нашей пищи телесной на нашу земную жизнь. Мы не просим продлить нашу жизнь, не просим этим хлебом обеспечить нам вечное бытие здесь. Не что-то сверх наших потребностей, а только необходимое - насущный хлеб. Удовлетворить эти потребности, чтобы мы ими больше не были озабочены, для того, чтобы нам больше заботиться о душе.
Современность, весь мир, к сожалению, построены на удовлетворении только телесных потребностей. Или, в крайнем случае, душевных - эмоциональных, эстетических - но не духовных.

- Последнее время зачастую освящаются новые строительные объекты, машины, все. Как вы к этому относитесь?

- Если освящается действительно все подряд, естественно, я отношусь к этому негативно. Господь для верующего человека - это содержание всей жизни христианина, в том числе, и его жилища, и места его работы (магазина ли, предприятия), Господь может и желает дать человеку свою благодать ежечасно, ежеминутно на всяком месте Его владычества. Если с таким сознанием люди обращаются ко мне, то я освящаю то, о чем они просят. Если же просят, например, освятить машину "чтобы ГАИшники не штрафовали", то я отказываю. И не потому, что я вредный, а потому, что это бессмысленно. Просто освятить, если человек не проводит с собой никакой работы - бездейственно. Но когда человек желает жить с Богом в душе, иначе говоря, "ходить пред Богом" - осознавать, что каждую минуту Бог наблюдает тебя, тогда с радостью призываем Божью благодать в любое место.

- Дорога к Богу и к Церкви - одно и то же?

- Существует древняя пословица, которая гласит: "Кому Церковь - не мать, тому Бог – не отец". Дорога к Богу лежит через Церковь. Бог есть глава Церкви. В этом смысле можно сказать, что дорога к Богу и Церкви - одно и то же. С другой стороны, на Церкви дорога к Богу не оканчивается. Это тот корабль, который нас ведет. Это самый верный путь.
Как-то одного святого спросили: вне Церкви есть спасение? Он ответил: "Не знаю. Но в Церкви есть". Господь в Евангелии говорит: "Я Церковь создам, которую не одолеют врата ада". Для чего Он это сделал? Просто так, чтобы создать на земле какой-то институт, который ничего не делает для спасения людей? Притом, что Сам Христос - Спаситель? Естественно, что дорога в Церковь - проторенная и заповеданная Христом дорога к нему Самому.

- Снимается ли грех после покаяния?

- Греховность - это свойство природы человека. Совершать грех легче, чем покаяние, чем совершать дела любви и правды. И Господь об этом знает. Недаром Он устанавливает вхождение в жизнь вечную через Таинство Крещения, в котором человеку омываются все грехи - те, которые он наследует от прародителей и его личные. Человек становится чист. Он обладает залогом святости, залогом жизни вечной. Но этот залог человек может как сохранить, так и растратить. Своими грехами он выстраивает преграду между собой и Богом, между жизнью временной и вечной. Но Господь оставил нам возможность Его благодатью исправлять наши ошибки через покаяние.
Чтобы понять, что такое покаяние, нужно обратиться к происхождению этого слова. Для русского человека первая ассоциация возникает с именем Каин - именем первого человека-убийцы. Каясь, человек признает себя "окаянным"и просит прощения, повергая себя пред милостью Божьей: "Я согрешил и только на Тебя уповаю, так как сам исправить содеянное не могу, это только в твоей власти". Это очень благочестивая, русская традиция, к которой я отношусь с большой любовью, но все-таки покаяние нужно еще и по-гречески услышать. Буквальный перевод этого слова - "перемена ума". Приступает к покаянию один человек, а отходит от исповеди другой, измененный, потому что меняется ум, сердце - внутреннее содержание личности. Мы, православные христиане, ежедневно просим Бога создать в нас новое сердце - то есть новое сосредоточие нашей жизни. В 50-м псалме: "...сердце чисто созижди во мне, Боже". Созижди - значит, создай из ничего. Потому, что мы свое сердце разрушили неправдой, руинировали своими грехами. И Господь через покаяние вкладывает в нас новое сердце, если только мы можем принять это новое сердце, если мы искренне сожалеем о содеянном, если мы со смирением, вопреки собственной гордыне осознаем то, что нам необходимо просить личного спасения. Если мне грех становится противен, и я употребляю все свои силы, чтобы не грешить, тогда покаяние совершается. Если же это формальность, когда человек преклоняет голову и дает отчет, то такое покаяние требует повторения до тех пор, пока не наступит настоящая перемена отношения к греху, к самому себе и Богу.

- Кого же в Церкви больше истинно верующих или кающихся грешников?

- Если мы откроем Евангелие и внимательно его прочтем, то найдем там бесконечное количество повторений, что Христос пришел на землю не праведников спасать, но грешников. Каждый человек имеет поврежденную грехом природу. В этом смысле Церковь земная (ведь церковь двусоставна - церковь земная именуется воинствующей, церковь небесная - ликующей) воюет против греха, против врага рода человеческого - дьявола. Но это воинствование происходит не в виде внешних походов, это борьба внутренняя. Приходя в церковь, каждый человек уничтожает свой грех.
Церковь ликующая празднует победу над грехом внутри каждого человека. Невозможно измерить, кого больше. Все самые великие праведники называли себя последними грешниками, недостойными милости Божьей. Многие святые плакали на смертном одре, говоря, что не начинали покаяние, приводя в удивление свидетелей чистоты их жизни. Поэтому Святая Церковь создана для кающихся грешников.

- Последнее время среди молодежи пользуются популярностью книги, ставящие под сомнение основы христианства. Например, бестселлер Дэна Брауна "Код да Винчи", сказка о мальчике-волшебнике Гарри Потере и т.д. Как вы считаете, в чем же секрет такой популярности? Может быть, стоит принимать какие-то меры?

- Твердо стою на той позиции, что запрещать книги нельзя. Строгость православия только в одном - в охране человеческой свободы. Свободу воли человека не нарушает даже сам Господь. Естественно, я против потворства такой литературе, которая может нанести вред. Принимать участие в ее популяризации, в ее издании - это дело греховное. Может быть множество причин популярности таких книг. Возможно, не все со мной согласятся, но стремление человека к мистическому, к тому, что выходит за рамки нашей обыденности, свидетельствует о том, что человек существо не только материальное, но и духовное.
А что касается "Кода да Винчи" ... Разве ее можно назвать литературой, которая питает какие-то духовные чувства? Это детектив, вполне обычный. Те страсти, которые тысячи лет имеют место на бумаге, теперь изложены в стотысячный раз в немного измененной форме. Ничего нового в этой книге не изобретено. Католическая традиция воспитала Дэна Брауна, и он, возможно, противостоя западной традиции отношения к христианству, вымышляет что-то, порой, обнаруживая незнание многих вещей. Дьякон Андрей Кураев хорошо пишет об этой книге. Некоторые вещи в ней просто смешны для человека, который обладает знанием. Я сам не любитель читать такую литературу, но, поскольку было много шумихи вокруг "Кода да Винчи", я открыл, прочитал три страницы и отложил книгу, так как мне стало неинтересно.

- Во многих школах введены уроки православия. Многие родители, принадлежащие к какой-либо другой конфессии или просто неверующие, против этого предмета. Хотелось бы узнать ваше мнение.

- Мне было бы очень интересно узнать, много ли таких людей. Вот бы озаботились этим директора школ и задали бы такой вопрос: верующие вы или не верующие? И к какой конфессии вы принадлежите: мусульмане, католики, протестанты, буддисты или православные. Какой ответ они бы слышали в подавляющем большинстве случаев...? Почему-то последнее время считается, что православие - это нечто упавшее на Россию с Луны, причем, очень недавно. "О какой культуре вы хотите рассказать?" - говорят эти люди, подспудно говоря, что не существует православной русской культуры. Какая-то женщина написала в министерство образования письмо, в котором говорилось, что она не хочет, чтобы ее внуку становление русской культуры рассказывал священник в рясе. Но много ли таких людей? Да, мы уважаем и их мнение тоже. Но чего они боятся? Если знаний, то мне просто жалко этих детей и их родителей. Если же это боязнь того, что их насильно сделают православными, тогда мы вместе с ними встанем на их защиту. Нам не нужны невольники. Церковь говорит такую пословицу: "Невольник - не богомольник". У нас нет задачи наполнить храмы во что бы то ни стало. Если такие случаи будут, если вдруг какой-то священник так будет поступать, наше священноначалие сразу же примет меры.

- Привлекаете ли вы в церковь молодежь?

- У нас в Храме дольше всего в районе действует воскресная школа. В этом году ей исполнится 16 лет. В ней две группы: подростковая и детская. Кроме того, мы организовали так называемую "православную беседку", где за чаем собирались в свободное время молодые люди. Всего их было около 20 человек. Кто-то, конечно, готовил духовные вопросы, но, в основном, говорили мы на совершенно разные темы. Решали многие вопросы, делились опытом. Некоторые продолжают общаться, даже занимаются вместе предпринимательской деятельностью. Встречи эти проводились, к сожалению, нерегулярно и, со временем, идея угасла.
Думаю, что мы обязательно вернемся к такой форме общения с молодежью. Но сейчас мы просто тонем в хозяйственных работах, так как объем их очень большой, а времени мало.

Ольга Бурикова
(фото А.В.Афанасьева)
(фото не совпадает с печатной версией)



Информационно-аналитическая газета "Павловская панорама", №5 от 1 ноября 2007 года

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU