Проповедь на 24-ю неделю по Пятидесятнице

иерей Марк Ермолаев

иерей Марк Ермолаев
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сказал Господь притчу сию: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» (Лк. 15:11-32)
Эта притча для всех народов и во все времена служит выразительным и наглядным примером греховного падения и покаянного восстания человека, а так же ярким изображением любви Божией к кающемуся грешнику. Подобно евангельскому младшему сыну, мы будучи наделены дарами благости Божией, предавшись влечению своей порочной воли, свергаем с себя спасительное иго послушания Божественному закону, удаляемся от Бога.
От обилия богатства мы почти не ограничены в своих деяниях. Ослепленные соблазнами, погрязшие в духовном и телесном распутстве мы все больше и больше утопаем в грехе. И лишь ударившись о самое дно бездны мы приходим в себя. В тот же час к нам приходит осознание того, где мы оказались в результате погони за наслаждениями и удовольствиями мира сего. Воистину, непомерную цену мы платили за пустышки, которыми прельщал нас грех. Прежде быв богатыми, мы очень быстро, даже незаметно для себя, пришли в нищенское состояние. Потеряно буквально всё. Мы на чужбине в «стране далече» – потеряно отечество. Вокруг все чужие, никому нет дела до нашего горя – потеряны близкие. Нет средств к существованию, приходится унижаться, чтобы не умереть с голоду – потеряно достоинство. Как видимое напоминание о прошлых грехах болит и тело и душа – потеряно здоровье. Юность, таившая в себе так много надежд, безвозвратно ушла, зрелости будто бы и не бывало, старость требует от нас своего – потеряно время. Было бы как-то отраднее если бы нас обокрали, но сознание того, что мы сами расточили все наследство Отца так терзает совесть, что понимаешь – потерян покой!
Что же остается? А остается нечто очень-очень ценное и важное. Это Вера в Бога и Надежда на Любовь! Эта Вера дает трезво понять, что милосердие Божие ради нашего спасения попустило все эти внешние и внутренние бедствия. Чтобы мы, достигнув самого дна болота страстей, оттолкнулись от него и всплыли к воздуху жизни. Чтобы, быть может впервые, с жаждой вдохнули полной грудью чистоты и свежести. То, что осталось нам на последок, оказывается, и есть самое ценное. Надеждой можно возродить в себе все погибшее, а верой вернуть все потерянное. Конечно, речь не идёт о том, что мы вновь можем стать молодыми и богатыми и, как прежде, предающимися самым постыдным порокам и грехам. К нам может вернуться главное богатство – общение с Богом. Быть с Богом – это неизмеримо блаженнее всякого блага. Ведь Он и есть Источник всех благ.
Как тяжело было евангельскому сыну вернуться в отечество. Больной, голодный, холодный он должен был пешком пройти многие километры, замерзая ночью и изнемогая от дневного зноя. Но хуже этих внешних неудобств был тот огонь, что горел в его душе. Грехи и страсти которые проникли до самых глубин его естества терзали его сердце, и выжечь их мог только огонь совести, горящий пламенем покаяния. Потому и побежал ему навстречу отец, видя сколько усилий прилагает его дитя, чтобы вернуться к родителю.
Все эти глубочайшие образы и символы притчи мы можем и должны воспринять применительно к себе. Только горячее покаяние и труд борьбы со своими страстями и похотями могут возродить нас к настоящей подлинной жизни. Нам необходимо понудить себя к тому, чтобы придти в дом нашего Небесного Отца (Храм Божий), где нам дана будет новая лучшая одежда души, перстень на руку, как символ наследия Царства, и где приготовлена нам Богом Лучшая Трапеза – Хлеб Жизни. Аминь.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU