Проповедь на 24-ю неделю по Пятидесятнице

иерей Марк Ермолаев

иерей Марк Ермолаев
Недавно в Москве, в столице нашей православной Родины, прошла крупнейшая и очень пафосная выставка – «Ярмарка миллионеров» (Millionaire Fair). На ярмарке были представлены разнообразные предметы роскоши - от ювелирных украшений до вертолетов: раритетные автомобили ( например Maserati MC 12 Corsa по цене 1,5 миллиона евро), яхты, часы (от 12 000 до 1,7 миллиона евро), драгоценности (подушки, инкрустированные бриллиантами, стоимостью 300 тысяч евро), товары для красоты и здоровья (беговая дорожка, инкрустированная 65 тысячами кристаллов Swarovski за 44 000 евро), одежда, недвижимость, эксклюзивные напитки и продукты, всевозможные маршруты путешествий, дизайны интерьеров, инвестиционные, банковские и другие эксклюзивные услуги, сверхдорогие породистые лошади. Казалось бы, в самый разгар финансового кризиса, когда наши сограждане потуже затягивают пояса, подобные мероприятия обречены на провал. Стоит ли напоминать, что у нас и без всякого кризиса 20 миллионов человек живут за чертой бедности. А пенсии едва ли дотягивают до прожиточного минимума пенсионера. Однако организаторы этой выставки делали расчет на то, что финансовый кризис вряд ли помешает богатым людям покупать дорогостоящие товары, и не ошиблись. При стоимости входного билета 15 тыс. рублей огромный выставочный комплекс «Крокус Экспо» был полон. Ярмарка миллионеров или Millionaire Fair Люди в эксклюзивных манто, с сумочками усыпанными бриллиантами, с часами, равными по стоимости бюджету среднего российского города, на руках… курсировали между витринами и подиумами, всем своим видом показывая, что внутри они чувствуют себя хозяевами жизни, причем не только своей. В среде этих «небожителей» давно сформировалась своя система ценностей, своя психология – это отделенный от других мир. Главная идея этого мира – «демонстративное потребление», когда владение тем или иным предметом «делает» человека важнее, статуснее, уважаемее. Здесь все знают всему цену, но не знают настоящих ценностей. Таких людей Оскар Уайльд называл циниками. В самом деле, верхом цинизма можно назвать покупку коня за 900 000 евро, когда рядом тысячи пенсионеров не могут позволить себе валидол за 7 рублей. Справедливым будет отметить, что все современные богатеи – сплошь высокообразованные люди. Никто не отказывает им в уме, таланте, воспитанности. Но, глядя на них и на их образ жизни, невозможно отделаться от мысли, что чего-то им недостает. В погоне за своими миллионами они прошли мимо чего-то очень важного потеряли, что-то самое ценное, повредили в себе главное.
Ярмарка миллионеров или Millionaire Fair О таком чудовищном повреждении от богатства и о его последствиях для вечности в ближайшее воскресение в Церкви возглашается притча «О богатом и Лазаре»: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (ЛК 16,19-31).
При всей ясности этой притчи, перед нами встает один трудный вопрос. Неужели владение богатством само по себе – грех, за который в вечности человек наследует муку? Ведь говорит Авраам богачу: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Трудность вопроса усиливается ещё и тем, что сам Авраам при жизни был весьма и весьма богат и имуществом, и рабами, и детьми, и стадами, и землёй. К тому же Священное Писание не дает нам повода обвинить богатого в каком-либо пороке. Нет указаний на то, что богатство его нажито неправедно, обкрадены сироты, ограблены вдовы и т. д. Нет обвинений богача в неверии или в идолопоклонстве. В чем причина его теперешних страданий? Ответ на этот вопрос дает другая притча «О страшном суде». Условием вечного блаженства или вечных мук является во много наше отношение к ближним. Если то, чем мы владеем, не употреблено на служение ближним, а лишь средство удовлетворения нашего чрева, инструмент служения мамоне, тогда мы обкрадываем Самого Христа. «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (МФ 25,45)»– говорит Господь. Потому богатым нужно особенно внимательно смотреть вокруг себя, чтобы ни единого нуждающегося не пропустить, да не услышат они глас Божий говорящий: «Ты говоришь о себе, я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Апок. 3,17)»! И далее: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (МФ 25,45)»!
Необходимо глубоко осознать, что все, чем мы владеем во временной жизни – это только средство для приобретения вечности. По настоящему своим можно назвать лишь то, что ты отдал другому и чем послужил Самому Христу.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU