Слово в Рождество Пресвятой Богородицы

иерей Марк Ермолаев

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!
Рождество Пресвятой Богородицы Сегодня Святая Церковь совершает празднование в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Это событие, такое привычное для верующих людей, для людей, которые укоренились в церковной жизни, для многих не православных, но, всё таки, хранящих веру во Христа, является событием неприемлемым лишь потому, что о нем не повествует Священное Писание. О празднике мы узнаем лишь из апокрифов, и из памяти Церкви, которое именуется Священным Преданием.
Во многих исповеданиях вовсе не хранится почитание Божией Матери. Хотя Священное Писание прямо говорит устами пророческими, что Божию Матерь будут ублажать все роды, Сама Пресвятая Богородица в день встречи Её с родственницей, матерью Иоанна Предтечи, праведной Елисаветой, Сама сказала так, что в роды и роды будут хранить люди почитание и любовь к Ней: «Се бо отныне ублажат Мя вси роды» (Лук.1:48). О Матери Божией мы узнаем из самых первых глав Священного Писания. В третьей главе книги Бытия содержится повествование пророчества Самого Господа Бога, что семя Жены сотрет главу змия, что рожденный от некой Жены будет Причиной спасения человеческого рода.
Говорится так, что семя жены сотрет главу змия. И многие могут понимать это так, что это семя есть потомки некой жены, не какая-то отдельная личность, а целый ряд людей, которые будут попирать и поражать дьявола, погубившего человека в раю. Но пророчество звучит так: дьявол будет жалить его в пяту. В этом есть указание на то, что дьявол будет вооружен, будет стремиться поразить конкретного человека. Причем указывается часть тела человека. То есть, мы можем говорить о том, что пророчество говорит о конкретной личности. Для нас понятен этот вопрос. Это Господь Иисус Христос. А что же за жена, семя которой должно поразить во главу причину погибели человеческого рода? И эта жена – Пресвятая Богородица Мария, рождение которой мы празднуем.
В иудейском народе, который много веков хранил веру во единого Бога, и из поколение в поколение передавалась память о том, что должно совершиться рождение человека, которое принесет спасение всему человеческому роду. И конечно же, огромной радостью житейской и утешением религиозным было рождение ребенка в семье. Но вот, родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, дожив до глубокой старости, не имели детей. Это было причиной их глубокой скорби и основанием для отвержения их. Когда пришел некогда Иоаким за девять месяцев до сегодняшнего события, в храм Божий для того, чтобы принести жертву, его встретил священник, и сказал, что за бездетность свою он не может приносить жертву богу, потому что его бездетность есть печать отвержения Богом его и его жены. Иоаким горячо возскорбел сердцем, удалился в пустыню и там молился, и говорил так: «Не буду вкушать еды и пить воды, доколе Господь не услышит мои молитвы. За что я презрен Богом? Пусть мои слезы и мои молитвы будут мне питием и пищей. И так он молился усердно в пустыне, пока Ангел Господень не явился ему и не объявил, что его молитва будет услышана, и что пред лицеем всех людей Господь явит благоволение к нему и его жене. В это время Анна, супруга Иоакима дома скорбела, узнав о том, что случилось с ее мужем, что священник изгнал его прочь. Она молилась и, выйдя в сад, возвела свои очи к небесам. И молилась так: «На кого я похожа? Кому я себя уподоблю? Небу. Но небо дает дождь, а от меня не произведено потомства. Птицам небесным, но и птицы небесные дают потомство, а от меня нет потомства. За что такое наказание мне?» И в это время явился ангел Господь Анне и объявил ей о том, что она зачнет и родит Ту, Которая станет радостью в очах всего человечекого рода. Иоаким поспешил к своему дому, и Анна потекла ему навстречу. Вскоре Анна зачала, и у них родилась Дочь, которую назвали Мариам, что значит Госпожа (для нашего уха привычнее звучит имя Мария). Настолько была близка Девочка своей матери, что Священное Предание говорит: до трех лет только единожды Ее мать поставила на землю, чтобы проверить, будет ли ребенок стоять на ногах.
Обрадованные рождением Иоаким и Анна сразу принесли Богу обещание, что они сразу посвятят свое отроча на служение Богу и людям, верующим в него. Анна не спускала с рук марию, до тех пор, пока та не отдана в храм божий, и не была посвящена для служения Богу. Это указание для матерей, которые сейчас воспитывают детей. Она не давала ходить ей по земле, для того, чтобы та от земли не научилась худым навыкам. Первый раз в семь месяцев, поставив девочку на ноги, она постелила простынь. Вот так заботливо, вот так тщательно и бережно от всего ограждала Анна Пресвятую Богородицу и воспитала из нее Лучшую из всех рожденных в женах. Родила и воспитала Честнейшую херувимов, и Славнейшую без сравнения серафимов.
И нам с вами следует подражать в воспитании своих детей праведным Иоакиму и аАнне. Их нужно ограждать от худых обществ, от компаний, которые могут развратить и погубить их. От духа мира, который может легко уворовать души наших чад. Мы должны стремиться их посвятить на служение Богу для того, чтобы поданный нам дар, наши дети стали не только утешением нам, но стали опорой для верующих, стали славой Церкви. И за это Господь пошлет нам свое благословение и дарует нам вечную жизнь. Если мы придем к Богу на суд и скажем: «Вот, Господи, я и дети, которых Ты мне даровал», то это умноженные таланты (Матф.25:14). Пусть же сегодняшнее торжество, рождение Божией Матери, и все события, которые связаны с этим рождением, будут для нас добрым уроком и мы извлечем себе пользу и изменим свою жизнь. И соделаем ее согласно слову Божию, Священному Писанию и Священному Преданию. На всех вас, братья и сестры, призываю молитвенный покров Пресвятой Богородицы.
С праздником, Аминь!
Проповедь прочитана в
соборе Рождества Пресвятой Богородицы
Орехово-Зуевского благочиния

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU