О Рождественском посте

иерей Марк Ермолаев

иерей Марк Ермолаев
Рождественский пост является одним из 4-х многодневных постов, предписанных церковным уставом для православных христиан. Он длится 40 дней – с 28 ноября по 7января. Название «Рождественский» данный пост имеет потому, что предваряет собой праздник Рождества Христова. Так же этот пост называют «Филипповым», т. к. его начало (28 ноября) совпадает с днем памяти ап. Филиппа.
В символическом значении Рождественский пост указывает на состояние мира до пришествия Спасителя. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать за Ним. По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Высшим смыслом жизни Человека является его единение с Богом, приобщение к Божественной благодати. Деятельное участие личности в Божественной Любви – высшее благо, заповеданное человеку. Единственно ради этого Господь и создал человека, создал Себе друга, с которым желает делиться Своей Любовью. Бог являя нам Свою Любовь, предельную, сострадающую, проникающую в каждую грань человеческого бытия, вместе с тем кротко ожидает от нас свободного отклика на Его к нам Любовь.
Принуждение есть отрицание свободы, плен – крайняя степень принуждения. Говоря это, мы должны осознать то, что наше нынешнее состояние – это плен. Мы порабощены греху, живем в плену своих страстей, дурных наклонностей, соблазнов, которые во множестве одерживают над нами ежедневную победу. Работая на своего рабовладельца, человек постепенно утрачивает силы и даже желание бороться. Грех видится чем-то привычным, даже приятным, страсти уже зовутся привычками или шалостями, облекаются в «овечью шкуру» современных идеалов. Мы не в силах осознать, какой страшный «оброк» взыщется с нас за то, что мы живем не то что забывая, а даже отрицая свое высшее призвание. Грех ранит всего человека: и душу, и тело. Мы хорошо знаем, что все наши болезни – это последствия наших грехов. Но страшнее последствия для души. Пораженная грехом, отягощенная страстями, прикованная к земле и к аду душа лишает себя способности воспарить в Небеса, жить в вечности. Пребывая в таком бедственном положении, человечество самостоятельно не способно вырваться из плена. Для этого стало необходимо Богу войти в трагедию человека. И Он сделал это для нас. Он воплотился. Родился Господь Творец Неба и Земли. Его пришествие в мир – величайшая радость миру, ибо отныне мы можем приобщаться Его Божеству и входить в вечность Его Благодатию.
Но от нас требуется стремление к совершенству, чистота духовная, нравственная свобода и Любовь. Зачаточно эти дарования пребываю в нас. Их вложил каждому Господь. Взращивая, ухаживая, взгревая их, мы раскрываем в себе Подобие Божие. Именно уподобление Богу и есть условие нашей способности приобщаться Его Благодати.
Как же достигается такая высота? Откровение Божие и опыт Церкви знает, что для нравственного совершенствования, для духовного очищения необходим пост. «Для христианской любви требуется непрестанная борьба с эгоизмом, как с многоликим чудовищем; для борьбы с эгоизмом – борьба со страстями, как с дикими зверями; для борьбы со страстями – подчинение тела душе», - говорит арх. Рафаил (Карелин). В этом и есть существе поста. Пост – это борьба с грехом. Диета является лишь средством этой борьбы, а не целью. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни. О воздержании в пище говорят практически все религиозные системы, об этом учили еще древние философы: «Человек должен есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть», – говорил Сократ. Однако христианство знает высший смысл воздержания. Нередко пост называют «говением», это слово происходит от индоевропейского корня "хава", имеющего значение "благоговейное принесение жертвы". Христиане приносят Богу дар – очищенное постом сердце. Во время поста необходимо быть особенно требовательным к себе, а не к другим. Владеть эмоциями, обуздывать желания, кротко обращаться с ближними. Так же христианин должен усугубить свое молитвенное правило. «Пост и молитва – два крыла, поднимающие душу к небу». Кроме этого надлежит посещать все храмовые богослужения, если позволяют обстоятельства. Одна постная диета не способна механически сделать человека лучше или «святее», известно что Гитлер был вегетарианцем. Телесный пост должен быть соединен с постом духовным: воздержанием от зрелищ, от пустых, а тем более нескромных разговоров, от всего, что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Всестороннее освящение человека вот путь к совершенству.
Тем кто никогда раньше не постился, но желает начать, Рождественский пост – наиболее благоприятное время. Он не является строгим, во все дни, кроме среды и пятницы разрешается вкушение рыбы, елея (растительного масла) и продуктов растительного происхождения. В среду и пятницу рыба отменяется. Продукты животного происхождения (мясо, яйца, молоко, сыр) не вкушают в течение всего поста. Пища должна быть простая, не изысканная. Во время поста следует принимать еду позже, чем в обычное время – после полудня, если, конечно, позволяют обстоятельства жизни и работы.
Конечно пост – это всегда труд. Но трудящийся достоин соответствующей усилию награды. Святые говорят: «Отдай кровь, прими дух». Покори свое тело духу – это будет благо и для самого тела, как для коня – подчиняться наезднику, иначе оба полетят в пропасть. Нужно помнить, что пост это не «обязаловка», но акт доброй воли свободной личности. Пост должен быть строго соразмерен со здоровьем и силами человека. Святитель Василий Великий пишет, что несправедливо для крепкого и для слабого телом назначать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других – соломе». Пост облегчается: для беременных, рожениц и кормящих грудью матерей; для находящихся в пути и попавших в экстремальные условия; для детей и престарелых, если старости сопутствуют немощь и слабость. Пост отменяется в тех условиях, когда физически невозможно добыть постной пищи и человеку грозит болезнь или голодная смерть. При некоторых тяжелых желудочных заболеваниях в диету постящегося может быть включен определенный вид скоромной пищи, необходимой при этой болезни, но лучше всего предварительно обсудить это с духовником.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU