"Сотрудничество образовательных учреждений с Церковью продолжается. Проблемы и пути их решения."

Мы живём в трудное, но благое время – время духовного возрождения нашего Отечества, и оно требует от нас особо бережного отношения к подрастающему поколению, прежде всего, в образовательной области.
+ Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский.


К сожалению, сегодня, как и десять, и тринадцать лет назад, мы с грустью и сожалением должны констатировать, что во многих образовательных учреждениях страны, почти во всех светских школах, учебные предметы преподаются на основе атеистического или сугубо западного, протестантского мировоззрения, идеологически влияющего на умы и настроения достаточной части учителей. Учебники, по которым учатся наши дети, в подавляющем большинстве написаны без учёта того, что великие научные открытия в различных областях знания делались глубоко верующими русскими учёными, что наше Отечество – государство изначально православное. История нашего государства – это история Православия. Игнорировать это означает только одно: говорить неправду, более того, - воспитывать в неправде детей. Сказано Господом: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». (Мф.18:6).
Образовательное пространство нашего города Павловского Посада исторически сложилось на традиции духовно – нравственного воспитания, заложенной, прежде всего, ещё в начале 19 века местночтимым святым праведным Василием Павлово-Посадским, другом и сподвижником основателя известной на весь мир Павлово-Посадской платочной мануфактуры, благотворителя образовательных учреждений Якова Лабзина.
Именно поэтому Павлово – Посадским благочинием, особенно в последние годы, было сделано немало по объединению усилий администрации города, управления образования в деле духовно – нравственного воспитания не только детей, подростков и молодёжи, но и просвещения педагогов, особенно активно работающих в духовно – нравственном направлении и искренне убеждённых в том, что изучение православной культуры может послужить действительной основой целостного воспитания и образования личности. Однако педагоги, желающие вести образовательные курсы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья», встречают немало трудностей на этом пути. Они самостоятельно трудятся над разработкой содержания курсов, далеко не все из них знают, что сделано уже в этой области у других, у педагогов очень мало возможностей воспользоваться благим опытом своих коллег, а также получить разъяснения по трудным вопросам догматики, эклессиологии, сравнительного и нравственного богословия. Без глубоких знаний православного учения о Церкви, догматического содержания православного вероучения в её истории и многого – многого другого преподавать сегодня основы православной культуры невозможно.
Именно поэтому с 12 октября 2010 года по инициативе Павлово - Посадского благочиния началась активная работа в рамках цикла семинаров для педагогов, ведущих в образовательных учреждениях Павлово – Посадского муниципального района курсы «Духовное краеведение Подмосковья» и «Основы православной культуры».
Педагоги были приглашены в Храм Вознесения Господня на Городке для проведения первого лекционно–семинарского занятия по теме «Эклессиология: православное учение о Церкви; Священная история – раскрытие Церкви (первозданное человечество – грехопадение – Ветхий Завет – Новый Завет – Пятидесятница – апостольский век – апостольское преемство); православные таинства».
Вступительное слово произнёс настоятель Храма Вознесения Господня иерей Марк Ермолаев, курирующий вопросы, связанные с осуществлением сотрудничества Павлово–Посадского благочиния и образования. Он отметил, что семинар проводится, прежде всего, с целью просветительской, но, вместе с тем, благочиние в его лице и лице священника Димитрия Шмарова готовы ответить на наболевшие вопросы, связанные с преподаванием основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья в образовательных учреждениях нашего города.
Лекция, прочитанная священником Димитрием Шмаровым, была очень доступна, глубока, пронизана чувством любви и желания общего служения на ниве просвещения. Педагоги внимали словам священников с огромным вниманием. После лекции было задано много вопросов. На них отвечали и отец Марк, и отец Димитрий. Нужные слова были найдены. Ни один вопрос не остался без ответа. Завязалась дискуссия, открывавшая всё новые и новые горизонты познания.
22 ноября состоялось второе лекционно–семинарское занятие по теме «Догматика: триадология, христология, сотериология, раскрытие догматического содержания православного вероучения в истории Церкви (от апостольского века до окончания эпохи Вселенских Соборов). Пламенное, искреннее слово священников отца Димитрия Марухина, отца Марка Ермолаева, отца Андрея Филиппенко, отца Димитрия Шмарова пробуждало чувство любви ко Христу, заставляло задуматься о том, что мы не имеем права сегодня быть «теплохладными», мы должны возжигать в душах наших детей, так же, как возжигают в душах педагогов батюшки, огонёк веры, надежды, любви к Спасителю и родному многострадальному Отечеству.
После лекции было так же, как и на первом занятии, задано много вопросов, продолжался разговор о том, что давно уже всех волновало и беспокоило. Желающих прийти на следующую встречу оказалось много.
Педагоги пришли на занятия после достаточно продолжительной экскурсии по храмам Павловского Посада, проводившегося по инициативе Управления по образованию и благочиния. Пришли уставшие, быть может, не совсем готовые к тому, чтобы, сразу после экскурсии, оказаться в совершенно другой атмосфере получения знаний, просвещения, активной миссионерской деятельности священников.
Недолгое время ожидания начала встречи прошло незаметно и с большой пользой для души – ведь редко кому из педагогов в середине недели удавалось попасть в храм, отойти на время от жизненной суеты и помыслить о высоком, более значительном, чем все наши заботы, хлопоты, нужды.
Со стен храма смотрели на нас лики святых, и смотрели, казалось, с необыкновенным сочувствием, с печалью и даже некоторой скорбью. Слишком далеки мы, педагоги, часто бываем от того, чем живут люди, постоянно посещающие храм, воцерковлённые, верующие, православные христиане. Наверное, именно поэтому молитва, пропетая священниками перед началом учения и после него, оказалась такой необходимой, нужной всем нам и сразу настроила на определённый лад. Ушла усталость, отодвинулась повседневная суета. Не хотелось никуда торопиться, хотя очень многих ждали неотложные дела. Мы понимали: присутствие наше здесь важнее – и для нас самих, и для детей, которых мы будем учить, и для всего города.
Проблем открылось достаточно много, обсуждаемые вопросы вызвали живой отклик, развернулась настоящая дискуссия, свидетельствовавшая о том, что равнодушных среди находившихся на занятиях не было. Основная выдвигаемая многими проблема – нехватка кадров, недостаток людей, которые могли бы на профессиональном уровне вести предметы духовно – нравственной направленности. Пути решения данной проблемы предлагались разные, но все согласились с тем, что руководителям учреждений необходимо поддерживать более тесную связь с благочинием Павловского Посада. Надо проявлять инициативу самим, не дожидаться, пока священники придут в школу или в детский сад, а идти вместе с детьми в храм, рассказывать своим воспитанникам о православной культуре, о том, что составляет национальное достояние России, что формирует наше мировоззрение, что является основой нашего патриотизма и гражданственности.
Настало время возврата к своим корням, время духовного возрождения, время ответственности и определённого мужества, чтобы активно развивать и укреплять основы достойного воспитания подрастающего поколения в духе вечной истины, правды и любви Божией.

Автор: Гущина Елена Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
руководитель экспериментальной деятельности МОУ лицея №2


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU