Свт. Димитрий, митрополит Ростовский.

Без страха Божьего от греха не удержимся.

Хорошо сказал царь Давид о грешнике: «Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его» (Пс.   35, 2),  – как бы так говоря: «Почему пребеззаконный грешник замышляет преступать заповеди Божий, святые и спасительные, и решается на дела, Богу противные. Потому что нет страха Божия пред очами его». Почему сильный обижает слабого? Почему клятвопреступник во лжи клянется, дерзкий   – досаждает, безстыдный сквернословит? Почему человек, будучи сам весь во грехах, осуждает других? Потому что нет страха Божия пред очами его. Почему мздоимный судия судит неправо, почему ленивый всю жизнь проводит в небрежении, утопая в греховных удовольствиях, не помышляя о покаянии? Потому что нет страха Божия пред очами его. Без страха Божия не удержишься от грехов, не исправишь своей жизни, как говорит тот же Давид: «Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога» (Пс.   54, 20). Не расстаются грешники со своими беззакониями, не хотят обратиться к добродетели, потому что Бога не боятся. Кто Бога не боится, тот готов на всякое зло: ему не страшно убить человека, – он даже почитает это делом удальства и храбрости; украсть, ограбить кого – для него дело выгоды. Плотские скверные грехи он и в грех не ставит, считая их потребностью природы. Лукавство и хитрость он считает мудростью; он каждый грех готов считать добродетелью, делом обычным, – самым безстыдством он хвалится: «Хвалим есть грешный в похотех души своея» (Пс.   9, 24) ; чего следовало бы стыдиться, тем он утешается; о чем бы плакать, тому он радуется; чем бы гнушаться, того он желает; чего бы избегать всячески, того он усиленно ищет. Кто Бога не боится, тот есть человек греха. Он только о грехе и думает, греха желает, грехом услаждается, сам в себе возжигает греховный пламень, а беззаконные дела собирает, как сокровище: «Сердце его собра беззаконие себе» (Пс.   40, 7) . Как дикий конь, он порвал узду страха Божия и стремится туда, куда влечет его греховное пожелание, пока не упадет в ров погибели вечной. Кто Бога не боится – тот безбожник; он живет так, как будто не верует в Бога, не ждет Страшного Суда Божия и вечной муки в геенне огненной. Для него все это – сказки; это поистине   – сын погибели, раб и друг диавола, противник Божий, предтеча антихристов: как антихрист не захочет слышать о Боге и воспротивится Ему, сам назовет себя богом, так и тот, кто Бога не боится, как бы не хочет знать Бога над собою, не слушает Его повелений, он сам себе – бог! Одним словом, где нет страха Божия, там всякое зло совершается, там всякая страсть, как говорит Преподобный Дорофей. Как все реки текут в море, так в сердце, в коем нет страха Божия, стремятся все греховные пожелания, а за ними и греховные дела. О, если бы люди грешные убоялись Господа Бога! Они не решались бы прогневлять Его, своего Судию праведного, своими беззакониями!

Страх Божий   – это узда, удерживающая грешника от пути его беззаконного, как сказано в Притчах: «Страхом же Господним уклоняется всяк от зла» (Притч.   15, 27) . Вот почему и Пророк Моисей, желая отвратить народ еврейский от грехопадений, заповедует ему иметь прежде всего страх Божий: «Да будет,  – говорит, – страх Его в вас, да не согрешаете» (Исх.   20, 20). Страх Божий – путеводитель к спасению и начаток любви к Богу, как говорит тот же Моисей: «И ныне, Израилю, что просит Господь Бог твой у тебе, точию еже боятися Господа Бога твоего и ходити во всех путех Его, и любити Его, и служити Господу Богу твоему от всего сердца твоего и от всея души твоея» (Втор.   10, 12). Вот видите, от страха Божия начинается спасение человеческое: кто боится Господа, тот ходит путем Его, хранит все заповеди Его, любит Его, ничего не жалеет для Него и служит Ему со всем усердием. Аврааму было сказано: «Ныне бо познах, яко боишися ты Бога» (Быт.   22, 12). Знал Бог, испытующий сердца и утробы, что Авраам имеет страх Божий; но по-человечески сказал: ныне бо познах – ныне стало явно для всех, что ты боишься Бога, – почему? Потому что Авраам со всем усердием послушался Бога, повелевшего ему принести в жертву Исаака. А послушал он потому, что Бога любил больше, чем сына, и не только сына, но и больше, чем себя самого: он готов был сам себя лишить утехи и надежды, не пощадил своей супруги Сарры, которая, конечно, неутешно стала бы оплакивать сына. Вот истинное Боголюбие! Кто любит Бога, тот и боится Его, и слушает Его, ничего   – даже себя самого – не щадит для Него, будучи готов умереть за Него, как говорится в тропаре мученицам: «Тебе, Женише мой, люблю, и, Тебе ищущи, страдальчествую и умираю за Тя»... А кто не любит Бога, тот не боится Его, не слушает Его, и не только жалеет чем-нибудь пожертвовать для Бога, но и Божие готов себе присвоить...

Скажут: страх и любовь противоположны друг другу? Сказано: «Страх муку имать, бойся же не совершися в любви» (1   Ин. 4,18). Люди обыкновенно не любят и бегут от того, чего боятся. Напротив, где любовь, там и страха нет: «Страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх» (1   Ин. 4, 18). Отвечаем на сие: есть страх мирской и плотской, и есть страх Божий, страх духовный. Страх плотский есть страх раба и невольника; страх духовный есть страх сыновний. Кто боится страхом мира сего, тот, хотя и исполняет волю Того, Кого он боится, но делает это не из любви к нему, а только потому, что боится наказания. А кто боится страхом Божиим, тот исполняет волю любимого со всем усердием, из любви к нему; он боится только того, как бы не оскорбить любимого, как бы не потерять его расположение к себе, он боится его, как сын отца, боится и в то же время любит. Для него утешительно с любовью соединять страх; как говорит Псалмопевец: «Да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего» (Пс.   85, 11). А слова Св.   Иоанна Богослова относятся к любви совершенной. «Есть два страха, – говорит Пр.   Дорофей, – один страх первоначальный, другой – совершенный. Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом. Начни с того, что делай добро, дабы избежать наказания, подобно рабу; потом станешь делать добро для того, чтобы получить награду, как наемник; а затем дойдешь до того, что будешь делать добро уже единственно из любви к Богу, как сын, и сподобишься услышать: «Уже неси раб, но сын <…> и наследник Божий Иисус Христос» (Гал.   4, 7)». Один брат спросил старца: «Что мне делать, отче, для того, чтобы бояться Бога?» – Старец отвечал: «Иди, живи с человеком, боящимся Бога, и тем самым, что он боится Бога, научит он и тебя бояться Бога».

Св.   Златоуст поучает: «Если помыслим, что Бог везде присутствует, все слышит, все видит, не только то, что мы делаем, но и то, что таится в глубине наших сердец, – если так расположим себя, – то мы будем бояться Бога и не решимся ни на какое грешное дело или слово, ни даже помышление. Ибо скажи мне, если бы ты всегда стоял близ Царя, не стоял ли бы ты со страхом? Как же ты, предстоя пред Богом, смеешься и не боишься, не трепещешь пред Ним? Не злоупотребляй Его долготерпением. Он долго терпит для того, чтобы привести тебя ко спасению. Прежде чем начать какое-либо дело или слово, помысли, что Бог тебя видит, что Он около тебя. Он – тут, ешь ли ты, или пьешь, спишь ли, гневаешься ли на кого, или крадешь... Что бы ты ни делал, помни, что Бог с тобою, и никогда не согрешишь: ты будешь чувствовать, что предстоишь Царю Небесному». Так поучает Св.   Златоуст. Будем же помнить, что страх Божий есть начало и основание жизни Богоугодной. Начало премудрости, сказано в Писании , страх Господень (Притч.   9, 10),  – премудрости не мирской, а духовной, о коей сказано: «Благочестие есть премудрость» (Иов.   28, 28),   – премудрости, которая всегда поучается в законе Господнем. А без страха Божия все клонится к падению и разрушению: «Аще не держится страха Господня со тщанием, вскоре превратится (т.е. развратится) дом его» (Сир.   27, 3).


Святой Димитрий Ростовский и его избранные творения. СПб., 1888. С. 85-90



PRAVOSLAVIE.INFO - Рейтинг православных сайтов; Коллекция.ру ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU