Свт. Димитрий, митрополит Ростовский.

Наши идолы.

Во времена, давно минувшие, у неразумных людей бездушные идолы почитались за богов, а у нас, грешных, в нынешние времена наши же греховные страсти заменяют богов. Те древние люди в неведении творили грех идолопоклонства, ибо не сиял еще для них Свет Правды (Прем.   5, 6) , а мы просвещены светом Веры Православной, мы знаем, что грешно и что не грешно, а все грешим и служим страстям нашим, как бы каким-нибудь богам. Те иногда поклонялись идолам поневоле, потому что их заставляли, им приказывали цари и мучители; а нас никто не принуждает, мы по своей доброй воле, как усердные рабы, служим своим греховным похотениям. Христос говорит во Святом Евангелии: «Всяк творяй грех раб есть греха» (Ин.   8, 34). О, горе нашему злому нраву, по которому мы уподобляемся идолопоклонникам и заслуживаем те же, что и они, и даже еще большие, муки! Согрешать в ведении, по доброй воле, много хуже, чем грешить неволею и в неведении. А что действительно наши греховные страсти для нас то же, что для язычников были обоготворяемые ими идолы, сие ясно видно из слов Св. Ап.   Павла, который говорит: «Мнози бо ходят, ихже многажды глаголах вам, ныне же и плача глаголю, враги креста Христова: имже кончина погибель, имже Бог чрево» (Фил. 3; 18, 19). «Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву» (Рим. 16, 18). Почему же наше чрево заменяет нам Бога? Конечно потому, что мы угождаем ему, как Богу, и даже еще больше, чем Богу. Ибо не столько мы служим Господу Иисусу Христу постом, воздержанием и усмирением плоти, сколько работаем своему чреву объедением, пьянством и другими удовольствиями плотскими. Точно также должно судить и о прочих страстях греховных: если мы порабощаем себя сим страстям греховным, то они наши боги, о чем говорит и блаженный Иероним, объясняя сие изречение закона Божия: «Не буди тебе Бог нов: у кого чрево – бог, у того – новый бог, и сколько у вас страстей, сколько грехов, столько и новых богов. Я разгневался: значит гнев у меня – бог; я посмотрел на женщину с вожделением, значит сие вожделение у меня – бог; у всякого, кто что любит, чему поработил себя, то ему и бог». Так говорит Иероним. Чревообъядение и пьянство – вот наш идол Бахус; гнев – идол Марс, блудная страсть – это наша Венера, сребролюбие – вот Навуходоносоров идол золотой, а мы, служащие сим страстям, – то же, что идолопоклонники. Прекрасно объясняет сие наше злонравное идолопоклонство Святой Златоуст: «Не говори мне, что ты не поклоняешься золотому идолу; лучше докажи, что ты не делаешь того, что велит тебе делать золото. Различны виды идолослужения: один мамону (богатство) почитает господином, другой чрево признает богом, а иной другую, еще более грубую, страсть. Ты не приносишь им в жертву волов, как делали язычники, зато делаешь еще хуже: ты закалаешь им в жертву свою душу. Ты не преклоняешь колена, не кланяешься идолам, зато с совершенной покорностью исполняешь все то, что повелевают тебе и чрево, и злато, и твоя господствующая страсть. И язычники гнусны тем, что обоготворили страсти наши: похоть плотскую они называли Афродитою, или Венерою; гнев Ареем, или Марсом, а пьянство – Дионисом, или Бахусом. Хотя ты и не делаешь для себя идолов вещественных, как язычники, но ты с великим усердием служишь тем же страстям, члены Христовы делаешь членами блудницы и оскверняешь себя другими беззакониями». Вот слова Златоуста. Ясно, что всякая наша страсть греховная, всякий грех, обратившийся в привычку, есть идол нашей души; грехолюбивое сердце – вот капище сего идола, грехолюбие – это идолослужение, соизволение же на грех в помыслах и греховном пожелании есть отвержение Христа, а выполнение задуманного греха самим делом – это и есть жертвоприношение идолу. Вот как соделавшийся рабом своих греховных страстей становится идолопоклонником. А если в нас существует и даже все увеличивается такое духовное идолопоклонство, то должны быть и духовные мученики – без пролития крови страдальцы. Ибо как в те времена, когда нечестивые, не ведавшие Бога люди поклонялись бездушным идолам, было без численное множество святых мучеников, проливавших кровь свою за Христа и умиравших многообразными видами смертей, так и в наше время, когда в наших нравах повсюду господствует идолопоклонство, то есть служение греху, истинные христиане должны из любви ко Христу быть мучениками, хотя и без пролития крови, – должны постоянно умерщвлять в себе страсти свои, должны умирать для греха так, чтобы уже быть неспособными к совершению греха и не порабощать себя похотям греховным. И как привычный грех есть наш любимый идол, так и сопротивление греху есть мученический подвиг. Мучитель тут – или наше грехолюбивое естество, или греховная привычка, или сам искуситель – диавол. Слуги мучителя–это нечистые помыслы, влекущие ко греху, а также те люди, которые склоняют или соблазняют нас на грех. Разные виды мучений – это борьба с нечистыми помыслами, борьба со страстями и похотями. Вот как каждый христианин может сделаться духовным мучеником Христовым, – хотя и не будет проливать он своей крови, но сподобится венца мученического. О сем-то духовном мученичестве прекрасно рассуждает Св. Златоуст, говоря: «Ты скажешь: как можно подражать теперь мученикам? Теперь не времена гонений. Я хорошо это знаю. Теперь не время гонения, но время мученичества; не время таких подвигов мученичества, однако время венцов; не преследуют люди, но преследуют бесы, не гонит мучитель, но гонит Диавол – лютейший из всех мучителей. Ты не видишь перед собою горящих угольев, но видишь разжженный пламень похоти. Они попирали ногами горящие уголья, а ты попирай огонь естества; они боролись с дикими зверями, а ты обуздывай гнев, как дикого и свирепого зверя; они устояли против невыносимых скорбей, а ты побеждай нечистые помыслы, от твоего сердца исходящие, и ты будешь подражатель мучеников. Ныне, по слову Апостола, «несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6, 12). Похоть плотская есть огонь, огонь неугасимый и постоянный, – это пес лютый и беснующийся; прогоняй его тысячу раз, и он тысячу раз будет нападать на тебя и не отступит. Жесток пламень горящих угольев, но пламень похоти еще хуже, еще сильнее, нет у нас никогда отдыха от этой войны, никогда не видим покоя, пока живем на земле: постоянная у нас борьба, непрестанный подвиг, чтобы и венец получить за сие самый верный». Так рассуждает златословесный учитель. Стало быть, умерщвление страстей греховных есть мученичество без пролития крови.


Святой Димитрий Ростовский и его избранные творения. СПб., 1888. С. 68-72



PRAVOSLAVIE.INFO - Рейтинг православных сайтов; Коллекция.ру ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU