Свт. Димитрий, митрополит Ростовский.

Цветы.

Знают весну по цветам, как лето по колосьям; лето жатвою красно; осень плодами богата; зима, как девица цветами, украшается снегами; а весну знают по цветам! И Господь наш велит нам смотреть на эти цветы: «Смотрите, – говорит, – крин сельных, како растут» (Мф. 6, 28) !

Слово «крин» означает лилию – сию царицу цветов; а когда говорится в Евангелии: «Смотрите крин сельных» – это значит то же, что – смотрите на полевые цветы. Велит нам Господь наш смотреть на полевые цветы для того, чтобы мы получали от них некую духовную пользу, ибо как пчела, летая по цветам, собирает с них мед, так и мы, взирая не телесными только, но и духовными очами на цветы, соберем духовную сладость, научимся некоему познанию.

Во-первых, Господь наш, поучая нас нестяжанию или, лучше сказать, тому, чтобы мы не заботились слишком о приобретении имений, о пище, об одежде, об украшениях, о богатствах, велит нам смотреть на полевые цветы, как они растут: «Не труждаются, ни прядут». А Бог их «тако одевает». Не подумай, что Бог сими словами запрещает трудиться и иметь житейские попечения, – нет: Он и Адаму повелел иметь пропитание от труда рук своих и добывать себе хлеб в поте лица. Он запрещает только излишнее попечение, которое бывает соединено со грехом и опасностью; Господь говорит о тех, которые не надеются на Промысл Божий, ненасытно ищут обогащения, забывают Бога и обижают своего ближнего грабежом, воровством, разбоем и всякими неправдами: вот таким-то Бог и велит смотреть на птиц, Богом питаемых, на цветы, Богом одеваемые, и полагаться более на Его Святой Промысл, чем на свои попечения. Так и Св. Златоуст рассуждает: «Бог не запрещает нам трудиться, ибо и Св. Апостол говорит: «Праздный да не яст»; Бог повелевает только не полагаться во всем на свои заботы, не забывать Его Самого. Мы должны трудиться по мере сил наших, а о спасении душ наших стараться со всем тщанием, со всею чистотою». Так говорит Св. Златоуст.

Смотреть на цветы полевые Господь велит еще и для того, чтобы мы познавали суету и скоротечность сей нашей жизни. Помните, что говорит Давид: «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет» (Пс. 102, 15) ; и еще: «Утро яко трава мимо идет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет (Псал. 89, 6). Вся жизнь наша – как будто один день; как день имеет утро и вечер, так и в жизни нашей утро – это рождение наше, а вечер – кончина смертная. В этом-то дне, то есть в жизни, мы как будто трава, по слову Св. Апостола Петра: «Зоне всяка плоть яко трава» (1 Пет. 1, 24). И что в траве цветок, то в плоти нашей дыхание наше; и как цветок травы утром расцветает, к вечеру отцветает, увядает, отпадает, так и жизнь наша: человек рождается и уже приближается к смерти; едва расцветает, как уже и отцветает; с минуты своего рождения, как от утра дневного, он идет к вечеру – смерти; едва восходит, как уже начинает склоняться к своему западу!..

И в такой-то краткой жизни нашей – что другое можно видеть, как только траву и цветы, скоро увядающие? Посмотришь ли на красующуюся молодость? Это – цветок, которому нечего ждать, кроме того, что ему скоро придется поблекнуть! Взглянешь ли на цветущие красотою лица? И это – цветок, в тот же день увядающий и в прежнее состояние безобразия обращающийся. Видишь ли человека, телом бодрого, сильного, здорового? Опять – цветок, который из-за какого-нибудь маловажного случая тотчас потеряет и силы, и бодрость, и здоровье. Смотришь ли на богатство и роскошь? И все это – цветок, который может исчезнуть за одну ночь, по слову Господа: «Безумие, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а ямсе уготовал еси, кому будут» (Лк.  12, 20) ? Видишь ли великую славу человеческую? И она – цветок, по слову Апостола: «Всяка слава человеча яко цвет травный: изсше трава, и цвет ея отпаде» (1 Петр. 1, 24) ; умрет человек, и слава его погибла... Когда он умирает, то все оставляет и не сходит с ним слава его!.. И как из цветов редкий приносит плод, пригодный для пищи человеку, – большею частью они услаждают только зрение человека, и то немного, – так и с цветка бедной души нашей редко собираются духовные плоды добродетелей: большею частью человек насладится временной сладостью греха, но и та обращается для него в вечную горечь, ибо то, что услаждает – временно; а то, что причиняет горечь, вечно. Да и какого плода можно ожидать от красоты юности, от цветущих лиц, кроме гноя, червей и смрада во гробе? Что за плод от богатства и роскоши, кроме хлопот, печали и слез, как говорит Св. Апостол Иаков: «Приидите ныне, богатии, плачитеся и рыдайте... богатство ваше изгни, призы ваша молие поядоша» (Иак. 5, 1-2) ! Какой плод будет от почестей, славы и роскошной жизни, кроме онаго рыдания, записанного в книге Соломоновой, – рыдания, которым рыдают грешники по смерти: «Что полъзова нам гордыня? И богатство с величием что воздаде нам? Преидоша вся она, яко сень и яко весть претекающая: яко корабль преходяй волнующуюся воду, или яко птицы, перелетающия по аеру» (Ирем. 5, 8-11) !.. Вот пустоцвет кратковременной, жалкой жизни нашей.

Да! Не прочна красота цветов – не долга жизнь наша! Иисус, сын Сирахов, берет столетнюю жизнь человека и сравнивает эти сто лет с одной каплей воды: «Число дний человеку, – пишет он – много лет сто: яко капля морским воды... тако мало лет в день века» (Сир. 18, 8) . Слышите, что он говорит? Сто лет жизни человеческой столь же ничтожно в сравнении с вечностью, как одна капля воды с целым морем! По нашему мнению, сто лет – долгая жизнь, и мы удивляемся, когда слышим, что кто-нибудь дожил до ста лет, а по мнению сына Сирахова, и в самом деле это так, – столетняя жизнь есть только одна капля воды! Да если бы кто и тысячу лет прожил – и то было бы ничтожно, и то – капля воды! Почему? А потому, что за временной жизнью настает Вечная, Безконечная жизнь; в этой жизни все минувшие века, сотни и тысячи лет будут казаться одной каплей, мимолетным сновидением, которое человек по пробуждении тотчас же и забывает. Взвесь одну каплю в сравнении с целым морем: много ли в капле весу будет? Сравни сто или тысячу лет с безконечной вечностью: долог ли век покажется? Разве одним днем, по слову Псалмопевца: «Тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимоиде» (Пс. 89, 5) ! Вот как кратковременна жизнь наша, которой мы наслаждаемся, как красивым цветком, а того и не думаем, что этот цветок скоро-скоро завянет!

Но я опять обращаюсь к словам Господа: «Смотрите крин селъных, како растут». Как же растут сельные крины – цветы? Они растут и раскрываются к небу. Не к земле трава обращает свой цветок, а развертывает его к небу, раскрывает, распростирает внутренности свои, будто хочет показать их лицу небесному, или лучше сказать – Самому Создателю Богу. А Господь наш велит нам смотреть на сие и учиться у цветов тому, чтобы наши помыслы сердечные, наши желания, наши привязанности обращать не к земным пристрастиям, но к Единому Богу, чтобы любить не тварь, а Творца, желать не земного, но Небесного, искать не дольных, но Горних. Вот почему Он и говорит: смотрите крин сельных, как бы говоря: пусть самые цветы полевые будут служить вам примером. О, люди! Пусть они будут для вас наставниками и учителями Богомыслия, Боголюбия и Богослужения!

Если человек, по слову Псалмопевца, яко трава, то помыслы в сердце будут яко цвет или листочки цветов. Вот их-то человек и должен раскрывать Богу-Создателю своему, о Нем едином всегда помышлять, Его единого в своих помыслах содержать. У кого сердце и ум расположены к сему, у того и цветы сии не останутся без плода, но принесут плод воистину Божественный: кто всегда помышляет о Боге, тот любит Бога, кто всегда мыслит о земном, тот любит землю. Кто что любит, тому и сам подобен!


Святой Димитрий Ростовский и его избранные творения. СПб., 1888. С. 41-46



PRAVOSLAVIE.INFO - Рейтинг православных сайтов; Коллекция.ру ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU